Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Раз уж я разразилась этим постом, несу его и сюда. Но лучше смотреть, а уж потом читать, ибо спойлеры
И я не знаю, как квалифицировать сие - это вроде бы не рецензия, а что это? ))
Несколько слов о сериале "Гакситаль", он же "Мститель в маске".
Варнинг:
1) Спойлеры абсолютно сплошные, перед прочтением сжечь.
2) Многабукофф.
0. Про название0. Про название
Название "Мститель в маске" мне совсем не нравится, поскольку этих мстителей полным-полно и большинство про средневековье, сразу ожидаешь правления дедушки Инджо. Ан нет: на дворе тридцатые годы XX века.
В оригинале-то он называется все-таки "Маска невесты" (собственно, это и означает слово "гакситаль"), потому что маска, в которой герой вершит свои подвиги, изображает невесту. Белая и с красными румянами на щеках и на лбу. Я так понимаю, это традиционная раскраска)) если так раскрашено - значит, невеста. Там есть эпизод, когда зрители в цирке видят на артистке маску совсем другой формы, но такой же раскраски и радостно кричат: смотрите, Гакситаль! - а полиция серчает и подозревает бунт. Ну, бунт - не бунт, а фронда немножко.
Понимаю, однако, почему у нас не написали "Маска невесты". Потому что наш человек все равно представит себе совсем что-то не то. Типа интриг вокруг свадьбы. Ан нет) это про революционеров, а не про любовь. Боевик, а не мелодрама. Ну то есть про любовь, конечно, тоже, но она как всегда - если у героев времени хватит.
Но я отвлеклась (подозреваю, что не последний раз), а собиралась по пунктам.
Симметрия судьбы
1. Начальные условия
1.1. Расстановка фигур1.1. Расстановка фигур
Главных героев двое, и их судьбы устроены настолько симметрично, насколько хватило фантазии авторам. Вообще это здорово придумано, реализовано, по-моему, не всегда удачно, но все равно круто.
Итак, начальные условия.
Дано: Корея захапана Японией уже около двадцати лет, японцы рулят, корейцы угнетены. Герои: один кореец и один японец, уже несколько лет близкие друзья. Причем оба выдернуты из своей среды и переставлены в чужую.
В смысле: Ли Канто, кореец, служит в имперской полиции, он там один кореец на весь коллектив участка Чжон Ро. При этом он происходит из добропорядочной корейской семьи, не любящей оккупантов, а его старший брат встал было на революционный путь и был замучен в полиции до слабоумия. Мать торгует на рынке и ведет дом, а чем еще заниматься корейской женщине. Покойный отец же был и вовсе борец за независимость Кореи, только он погиб в 1919 году, когда было большое восстание. И среди этого вот главный герой - паршивая овца, подпевала властей, японская шавка, короче - позор семьи. Ли Канто кормит свою семью из ненавистного коллаборационистского заработка. Соотечественники, угнетенные корейцы, ненавидят Ли Канто страстно, он в их глазах еще хуже японцев, потому что чего с японца взять, а этот еще и предатель своего народа. Время от времени Ли Канто ругается с матерью, которая устала быть матерью ненавистного гада-коллаборациониста, и уходит из дома.
Кимура Сюндзи, японец, сын большого полицейского начальника и младший брат полицейского начальника поменьше, работает учителем в начальной школе для корейцев. Неизвестно, один ли он там японец среди корейцев, но похоже на то. Папа у него самурай, и брат у него самурай, а он собирает предметы корейского быта, восторгается какими-то горшками и разучивает с корейскими детишками песенки под собственный аккомпанемент. Он очень добрый и милый, но среди своей семьи - паршивая овца, блаженный идиотик, не сознающий величия имперской идеи, позор семьи, короче. Его, конечно, не ненавидят, чего там ненавидеть, но не одобряют и слегка презирают. Живет он отдельно от папы и брата, чтобы не мозолить друг другу глаза.
Когда Ли Канто очередной раз со скандалом уходит из дома, он идет к Кимуре Сюндзи. Две белых вороны лучше всего себя чувствуют в компании друг друга.
1.2. Патриоты1.2. Патриоты
Патриоты тут все. Все за родину болеют - но каждый за свою, ясное дело. Так что тут конфликт двух патриотизмов, японского и корейского. Японский - ура, наша великая родина крута и будет еще круче, и завоюет всю Юго-Восточную Азию. Корейский - не надо нам вашей японской империи, мы сами крутые и добьемся независимости, и будем строить страну по своему усмотрению, а не по вашему, и долой оккупантов! Есть корейцы, работающие на японское правительство, их основное соображение - что лучше быть в составе империи, от этого проистекает большая польза, а у гипотетической независимой Кореи перспектив нет. Но таких можно по пальцам пересчитать, а основная масса народа с ними не согласна, и понятно почему - корейцы в империи люди второго сорта. На самом деле даже высокопоставленные корейцы, считающие, что хорошо быть подданными империи, тоже люди второго сорта, только им об этом не говорят каждый день, и они об этом подзабыли. А зря. Даже ручной кореец все равно кореец и с точки зрения японца никак не может быть ему, японцу, равным.
Наши герои, Ли Канто и Кимура Сюндзи, на начальном этапе не интересуются судьбами родины - в том виде, как эти судьбы представляет себе их ближайшая родня. Ли Канто пошел в полицию не из идейных соображений, а из чисто материальных. У него нет образования и не было возможности его получить, останься он внутри корейской общины - так и бегал бы рикшей и зарабатывал бы гроши, а у него мать и слабоумный брат, их кормить надо. И кроме того, брата замучили в полицейских застенках - а значит, если работать в полиции, можно будет избежать этих самых застенков. Идеологии никакой, нужда и забота о семье. Беспринципный. Кимура Сюндзи пошел работать в школу, потому что не хотел быть полицейским, он хороший и добрый, ему претят полицейские методы, он хочет держаться от этого подальше, а укреплять величие японской империи он предоставляет другим, которым это важно. Он детей любит и местной культурой интересуется. Так что он принципиальный, но его принципы не совпадают с общепринятыми.
Но тут начинается действие - и обоих героев растаскивает из их позиций белых ворон обратно в исходную среду, каждого в свою. Отчего они меняются, но об этом позже.
1.3. Тайные общества. Грехи отцов1.3. Тайные общества. Грехи отцов
Тут тоже полная симметрия. Снаружи есть японская власть и угнетенное корейское население, которые взаимодействуют явно, на поверхности. Но есть еще глубоководные рыбы, влияющие на исторический процесс из-под плинтуса.
У корейцев под спудом водятся революционеры-подпольщики, борцы за свободу. Руководство у них частично за границей - в Шанхае, в эмиграции, частично - на месте. В горах тренируются бойцы тайной армии, предназначенной для борьбы с японскими оккупантами и для захвата власти. Налажены тайные связи, устроены тайные убежища. Адреса, пароли, явки. Кто там самый главный - не сообщают, но один из самых главных - учитель Ян Бэк.
У японцев под спудом водится тайное общество "Кишокай", которое правее самого императора и все время подталкивает политику правительства к еще большей имперскости и милитаризму. Руководство общества обретается в Японии, но в Корее вовсю работает местное отделение, в котором состоят кроме японцев также некоторые высокопоставленные корейцы. У этих самый главный - японский дед по фамилии Уэно.
Но когда-то, давным-давно, в 1919 году, подполье и "Кишокай" имели совместные планы и рассорились при их реализации. Повинны в этом шесть человек, теперь уже люди немолодые и солидные.
И это бэкграунд главных героев, на самом деле.
Не знаю, насколько историчен этот момент, но в кине было так. Когда в 1919 году в Корее назревало и потом назрело восстание, Ли Сон, один из корейских вождей, имел планы на восстановление исконной корейской монархии. Вроде бы он даже пытался привезти из Китая претендента на престол. (Тут я, возможно, нафиг все путаю, в реальности был жив последний корейский император Сунджон, он дожил до 1926 года, если сажать на престол - так надо было его, наверно? может быть, Ли Сон собирался его и извлечь из резиденции, а я все перепутала. Еще очень возможно, что в реальности настоящий Ли Сон ничего подобного не имел в виду.) И вот этот план с монархией был общим еще у шести человек, кроме Ли Сона. Но они передумали, предали Ли Сона, сорвали намеченный план, самого Ли Сона догнали в Манчжурии, куда он пытался скрыться, и поубивали его самого и всех его людей, чтоб замести следы. Заметавший следы был одним из членов "Кишокай" и большим приятелем самурая Кимуры Таро, папы Сюндзи. Ли Сон полагал его союзником, а зря. Я забыла имя человека, лично руководившего убиением Ли Сона и его людей, но потом он сменил имя и под новым именем сделал карьеру в суде. Убиение он произвел неудовлетворительно: ему было сказано поубивать всех, а он кое-кого упустил. Остались в живых семья Ли Сона - жена и двое сыновей, телохранитель Ли Сона, великий боец, и девочка, которую подобрали по дороге в Манчжурию и опекали в семье.
Семья покойного Ли Сона - это семья Ли Канто.
Итак, папа одного из героев повинен в смерти папы другого из героев - вместе с еще шестью людьми. До поры до времени дети об этом не знают.
Шестеро виновных прекрасно себя чувствуют, плодотворно работая на благо японских колонизаторов. Как они были правы, сделав свой выбор в 1919 году!
Между тем прошло 13 лет...
1.4. Старшие братья1.4. Старшие братья
Тут тоже полная симметрия. Оба героя - младшие братья, у обоих старшие братья - правильно ориентированные в окружающей системе ценностей люди. В отличие от младших.
На первый взгляд, старший брат Ли Канто - Ли Кансан - слабоумный бедняга, неспособный зарабатывать, все его жалеют, а если корейцы, злясь на Ли Канто, обижают Ли Кансана, то это прямо вот совсем нехорошо с их стороны. Бедный. Но на самом деле он не слабоумный. Он симулировал сумасшествие, сидя в застенке, в надежде на то, что полиция от него отстанет - и получилось удачно. Его выпустили и действительно совсем от него отстали. Но теперь приходить в сознание опасно, он и не приходит. Хотя с головой у него на самом деле все в порядке. А когда ты целый день изображаешь идиота, хочется причинять пользу хотя бы по ночам и тайно. И тут случилось так, что Ли Кансан встретился с телохранителем своего отца и узнал от него правду про грехи отцов. Телохранитель же, чувствуя за собой вину, - охраняемый объект погиб, а он не смог его защитить, - все 13 лет собирал информацию о шести виновных и все о них знает, в том числе нынешние имена тех, кто поменял имена. И тогда парень понял, что он может сделать для семьи и родины! он может отомстить за отца шести виновным, а при случае еще защищать угнетенных соотечественников.
И он надел маску невесты и вышел на крыши столицы с дрыном в руке.
Старший брат Сюндзи, Кендзи, изо всех сил стремится быть достойным самураем, сыном самурая, и образцовым полицейским, сыном полицейского. В окружающей исторической обстановке это означает - в поте лица своего ловить смутьянов и выявлять врагов Империи, дабы пресечь, чтобы неповадно. У меня подозрение, что ему это не очень легко дается, но он очень, очень старается. Почему я думаю, что ему трудно - потому что у него едет крыша. Не сразу, постепенно.
В съезде крыши старшего брата Сюндзи повинен старший брат Ли Канто, правда, до поры до времени об этом не знает никто.
Герой в маске быстро завоевывает популярность в народе и лютую ненависть у японских властей. Потому что он очень мешает, все время путает планы по охране общественного порядка, робингудствует, спасает приговоренных, отбивает арестованных и так далее, а поймать его никак не удается. От неуловимости Гакситаля полицейские звереют. Те же из них, кто лично отвечает за поимку Гакситаля, впадают в одержимость. Вот и Кимура Кендзи.
Ли Канто, лейтенант полиции в том же отделении, что и Кимура Кендзи, тоже впал в одержимость, потому что тоже лично отвечает за поимку Гакситаля. И однажды он его поймал окончательно и насмерть - и узнал, кто скрывается под маской.
Это поворотный пункт, дальше происходит - и тоже симметричный - переход героев в политические лагеря, написанные им на роду. Но об этом дальше.
1.5. Главная героиня1.5. Главная героиня
Итак, вопрос о независимости Кореи - это барьер, демаркационная линия, все японцы по одну сторону от нее и с ними Ли Канто, все корейцы - по другую сторону и с ними Кимура Сюндзи.
На границе стоит главная героиня.
Она одна, но у нее несколько ипостасей одновременно. Она девушка из цирка, выступающая с номером "смена масок". Символично, я бы сказала. Одновременно она та самая девочка, которую когда-то семья Ли Сона подобрала по дороге в Манчжурию. Одновременно она дочь одного из вождей революционного движения - собственно, почему и оказалась тогда на дороге в Манчжурию. Восстание 19-го года разгромлено, семья революционера подалась в бега, но по дороге мама умерла, а осиротевшая девочка прибилась к Ли Сону. Но одновременно она маленькая воспитанница католического приюта при некоей больнице, и в этом качестве ее знает Сюндзи. Девочка угодила в приют после гибели Ли Сона, была крещена, помогала в больнице, и однажды в эту больницу пацан Сюндзи привез свою корейскую няню, которая тяжело заболела. Кстати, чтобы вылечить няню, Сюндзи украл и продал отцовский фамильный меч, чем еще раз разочаровал папу-самурая. Кимура Таро был страшно зол на сына. Никакого понятия о воинской чести. Однако няня в результате выжила, так что в тот раз кончилось все хорошо.
В результате оба героя - симметрично - помнят из детства девочку, в обществе которой каждый из них пережил серьезные жизненные потрясения. И каждый из них потерял девочку из виду. Ли Канто - потому что девочка пропала в той заварухе в Манчжурии, когда убили его отца. Кимура Сюндзи - потому что американский врач, опекавший девочку, уехал из страны, а девочка где-то после этого прибилась к цирку. Директор цирка - подпольщик и большой почитатель ее революционного папы.
И оба героя одновременно встречают барышню в столице (еще не Сеул, а Кёнсон) - и некоторое время не могут совместить в одном лице все известные им ипостаси.
Девушка же, как положено корейской патриотке, ненавидит мерзавца Ли Канто, продавшегося японским властям, и симпатизирует Сюндзи, который любит корейцев и которому доверяют корейские дети. Более того, поскольку Ли Канто охотится на Гакситаля, а тот склонен спасать попавших в беду корейцев и в том числе девушек, очень скоро героиня попадает Ли Канто в лапы в качестве заключенной, и он пытается выманить на нее Гакситаля. В этот период он очень плохо с ней обращался и даже пытал. Ясно, что девушка от этого еще сильнее его возненавидела. Кроме того, на девушку неизгладимое впечатление произвел народный герой, и девичье сердце не устояло. Гакситаль - ее герой, ради которого она готова на очень многое и даже, возможно, на все. При этом она продолжает мечтать встретить друга детства, того, из Манчжурии. Ожидается разрыв шаблона.
2. Перемена мест и к чему это привело
2.1. Смена Гакситаля. Маска и мундир как артефакты2.1. Смена Гакситаля. Маска и мундир как артефакты
В процессе охоты на народного героя в маске оба активно его ловивших полицейских впали, как было уже сказано, в одержимость. И Кендзи, догадавшийся, кто же скрывается под маской, убил мать народного героя. А Ли Канто подстрелил самого народного героя. И снял с него маску. И увидел брата.
И пошел убивать Кендзи, надев маску.
Надевший же маску становится народным героем Гакситалем, и от него мало что зависит. Это сю) тот, кто в маске, народный герой. Будь добр соответствовать. Ли Канто, надев маску, не остановился на убийстве Кимуры Кендзи, и не успел глазом моргнуть, как превратился в настоящего Гакситаля. Дело не только в сю, конечно, - его все-таки мучила отверженность, а так он смог ее компенсировать. Пусть я выродок и японская шавка, но на самом-то деле я Гакситаль, которого все так любят. Я хороший)
А семья Кимура лишилась старшего сына, папиной надежды, и чувство долга обернулось и обрушилось на Сюндзи. Сюндзи пошел служить в полицию с соображением - я спасу любимую девушку. Потом я отомщу за убийство брата проклятому Гакситалю и вернусь в школу, к корейским детям. Щазззз. Надевший мундир преображается - как и надевший деревянную маску. Надевший мундир превращается в гонителя несогласных, охотника на народных героев и палача. А тот, кто ловит Гакситаля, впадает в одержимость.
С Кимурой Сюндзи произошло и то, и другое.
Однако на примере Ли Канто можно заметить, что маска сильнее мундира. При регулярном применении она нейтрализует действие мундира, а потом и подавляет его полностью. Потому что это корейская маска, она снимает с корейской души японские пятна))) но это меня уже несет, на самом деле.
2.2. Глубоководные рыбы2.2. Глубоководные рыбы
Оба героя хватаются за артефакты, думая, что это временно. Один думал, что отомстит за мать и брата и все. Другой думал, что спасет любимую девушку и отомстит за брата и все. Как бы не так. Теперь за них берутся представители их сторон - и берутся как следует.
В столице всплывает один из вождей подполья с намерением учинить теракт, и Ли Канто оказывается в гуще революционной деятельности. Поскольку приехал не кто-нибудь - а папа любимой девушки. Вообще-то раньше Ли Канто его ловил, а предыдущий Гакситаль спасал - ну кто теперь Гакситаль, тому и спасать... Дальше парень будет некоторое время то полицейским, то Гакситалем, но настанет день, когда его лица наконец сопоставят - и всё подполье узнает, кто у нас тут народный герой. Полиция узнала несколько позже, долго вычисляла.
Глава "Кишокай" тоже лично явился в Корею, потому что ему не понравилось, с каким скрипом его подчиненные вершат политику - и никак же не поймают народного героя, бездари! Надо проруководить самому. Многообещающего полицейского Кимуру Сюндзи принимают в организацию.
Дальше в стране происходит много всего, и герои активно в этом участвуют, каждый со своей стороны. Подпольщики с Гакситалем обламывают планы "Кишокая", "Кишокай" изобретает новые планы - и так серий десять-пятнадцать.
Наконец происходит столкновение. Японцы нашли тайный тренировочный лагерь подпольной армии и его вынесли. В ответ корейцы - конкретно Гакситаль - обезглавили "Кишокай", убив дедушку Уэно. Но это не пат, потому что корейцев много, а если родина скажет "надо", у нас Гакситалем становится любой! Метод Лелуша Британского рулит - все корейцы столицы с корейскими флажками и в масках. Торжественное зрелище.
2.3. Кому досталась девушка и чем все кончилось2.3. Кому досталась девушка и чем все кончилось
Девушка металась между Сюндзи и Гакситалем, искренне ненавидя Ли Канто. Потом Сюндзи испортился, а Гакситаль оказался Ли Канто. Поскольку девушка была влюблена в Гакситаля и опознала в нем друга детства, Ли Канто выиграл эту гонку. Но у нас полная симметрия. Не могла же девушка достаться одному из них.
Поэтому она не досталась никому.
Сюндзи наворотил ужасов и кошмаров и в конце концов застрелился. Ли Канто потерял любимую, но остался жив и при случае ходит в маске, правда, теперь в масках при случае ходит вся Корея, так что как Гакситаль он кончился. Нельзя сказать, что симметрия тут полная, но все же некоторый баланс соблюден.
А так - сторонники независимости еще не победили, но к тому все идет. В этом смысле конец однозначный. Хотя до 1945 года дело не дошло)
3. Как это все привязано к временной шкале и другие претензии
...а также мелкий вопросЯ некоторое время рылась в хронологии и в конце концов решила, что действие сериала таки занимает лет десять. Но это если взять сериал и сильно потянуть за концы. Тогда он растянется и ляжет вдоль временной шкалы. А если не тянуть резину, тогда приходится признать, что время плотно спрессовали и обмотали веревочкой, чтобы не расползлось обратно. Потому что в начале сериала 22-я годовщина аннексии Кореи, т.е 32 год, а в конце, похоже, уже случился Пёрл-Харбор. Но по внутреннему времени сериала прошел ну год, ну два, ну ладно, с натяжкой три, может быть.
И не могу сказать, что сценаристы выдернули важные для них события из других времен и рассыпали в произвольном порядке (ну за исключением эпизода с вербовкой женщин для утешения солдат). Они взяли весь корпус событий в том порядке, в каком они происходили, и отжали оттуда лишние для сценария минуты, часы, дни, месяцы и даже годы. Полученный концентрат и был использован в качестве исторического фона. Все примеры угнетения и выжимания соков из Кореи как колонии - уж по крайней мере самые вопиющие - были на самом деле и даже более-менее в том же порядке. Только не вот так сразу, а постепеннее.
Это моя главная претензия - хотя я понимаю, что слишком многого хочу от этого фильма.
Что мне показалось совершенно лишним - так это песни и пляски в клубе "Ангел", особенно песня про оппу. Я понимаю, что надо было дать спеть актеру, но для сюжета это не имело решительно никакой ценности)))
И еще: очень раздражал граф Ли. Он такой карикатурный, что уже не смешно. К счастью, его мало.
По части революционной романтики - это мои собственные тараканы, а не претензия.
4. Мелкий вопрос
Вот у президента Уэно была приемная дочь, сыгравшая во всей этой истории немалую роль. А девушка-боевик из окружения Ян Бэка не его дочь, случайно? ну, может, тоже приемная? Это я из соображений симметрии.
5. А вот это традиционное - отдельным пунктом.
В сериале есть Хва и ей повезло в любви! Хотя и не сразу.
И я не знаю, как квалифицировать сие - это вроде бы не рецензия, а что это? ))
Несколько слов о сериале "Гакситаль", он же "Мститель в маске".
Варнинг:
1) Спойлеры абсолютно сплошные, перед прочтением сжечь.
2) Многабукофф.
0. Про название0. Про название
Название "Мститель в маске" мне совсем не нравится, поскольку этих мстителей полным-полно и большинство про средневековье, сразу ожидаешь правления дедушки Инджо. Ан нет: на дворе тридцатые годы XX века.
В оригинале-то он называется все-таки "Маска невесты" (собственно, это и означает слово "гакситаль"), потому что маска, в которой герой вершит свои подвиги, изображает невесту. Белая и с красными румянами на щеках и на лбу. Я так понимаю, это традиционная раскраска)) если так раскрашено - значит, невеста. Там есть эпизод, когда зрители в цирке видят на артистке маску совсем другой формы, но такой же раскраски и радостно кричат: смотрите, Гакситаль! - а полиция серчает и подозревает бунт. Ну, бунт - не бунт, а фронда немножко.
Понимаю, однако, почему у нас не написали "Маска невесты". Потому что наш человек все равно представит себе совсем что-то не то. Типа интриг вокруг свадьбы. Ан нет) это про революционеров, а не про любовь. Боевик, а не мелодрама. Ну то есть про любовь, конечно, тоже, но она как всегда - если у героев времени хватит.
Но я отвлеклась (подозреваю, что не последний раз), а собиралась по пунктам.
Симметрия судьбы
1. Начальные условия
1.1. Расстановка фигур1.1. Расстановка фигур
Главных героев двое, и их судьбы устроены настолько симметрично, насколько хватило фантазии авторам. Вообще это здорово придумано, реализовано, по-моему, не всегда удачно, но все равно круто.
Итак, начальные условия.
Дано: Корея захапана Японией уже около двадцати лет, японцы рулят, корейцы угнетены. Герои: один кореец и один японец, уже несколько лет близкие друзья. Причем оба выдернуты из своей среды и переставлены в чужую.
В смысле: Ли Канто, кореец, служит в имперской полиции, он там один кореец на весь коллектив участка Чжон Ро. При этом он происходит из добропорядочной корейской семьи, не любящей оккупантов, а его старший брат встал было на революционный путь и был замучен в полиции до слабоумия. Мать торгует на рынке и ведет дом, а чем еще заниматься корейской женщине. Покойный отец же был и вовсе борец за независимость Кореи, только он погиб в 1919 году, когда было большое восстание. И среди этого вот главный герой - паршивая овца, подпевала властей, японская шавка, короче - позор семьи. Ли Канто кормит свою семью из ненавистного коллаборационистского заработка. Соотечественники, угнетенные корейцы, ненавидят Ли Канто страстно, он в их глазах еще хуже японцев, потому что чего с японца взять, а этот еще и предатель своего народа. Время от времени Ли Канто ругается с матерью, которая устала быть матерью ненавистного гада-коллаборациониста, и уходит из дома.
Кимура Сюндзи, японец, сын большого полицейского начальника и младший брат полицейского начальника поменьше, работает учителем в начальной школе для корейцев. Неизвестно, один ли он там японец среди корейцев, но похоже на то. Папа у него самурай, и брат у него самурай, а он собирает предметы корейского быта, восторгается какими-то горшками и разучивает с корейскими детишками песенки под собственный аккомпанемент. Он очень добрый и милый, но среди своей семьи - паршивая овца, блаженный идиотик, не сознающий величия имперской идеи, позор семьи, короче. Его, конечно, не ненавидят, чего там ненавидеть, но не одобряют и слегка презирают. Живет он отдельно от папы и брата, чтобы не мозолить друг другу глаза.
Когда Ли Канто очередной раз со скандалом уходит из дома, он идет к Кимуре Сюндзи. Две белых вороны лучше всего себя чувствуют в компании друг друга.
1.2. Патриоты1.2. Патриоты
Патриоты тут все. Все за родину болеют - но каждый за свою, ясное дело. Так что тут конфликт двух патриотизмов, японского и корейского. Японский - ура, наша великая родина крута и будет еще круче, и завоюет всю Юго-Восточную Азию. Корейский - не надо нам вашей японской империи, мы сами крутые и добьемся независимости, и будем строить страну по своему усмотрению, а не по вашему, и долой оккупантов! Есть корейцы, работающие на японское правительство, их основное соображение - что лучше быть в составе империи, от этого проистекает большая польза, а у гипотетической независимой Кореи перспектив нет. Но таких можно по пальцам пересчитать, а основная масса народа с ними не согласна, и понятно почему - корейцы в империи люди второго сорта. На самом деле даже высокопоставленные корейцы, считающие, что хорошо быть подданными империи, тоже люди второго сорта, только им об этом не говорят каждый день, и они об этом подзабыли. А зря. Даже ручной кореец все равно кореец и с точки зрения японца никак не может быть ему, японцу, равным.
Наши герои, Ли Канто и Кимура Сюндзи, на начальном этапе не интересуются судьбами родины - в том виде, как эти судьбы представляет себе их ближайшая родня. Ли Канто пошел в полицию не из идейных соображений, а из чисто материальных. У него нет образования и не было возможности его получить, останься он внутри корейской общины - так и бегал бы рикшей и зарабатывал бы гроши, а у него мать и слабоумный брат, их кормить надо. И кроме того, брата замучили в полицейских застенках - а значит, если работать в полиции, можно будет избежать этих самых застенков. Идеологии никакой, нужда и забота о семье. Беспринципный. Кимура Сюндзи пошел работать в школу, потому что не хотел быть полицейским, он хороший и добрый, ему претят полицейские методы, он хочет держаться от этого подальше, а укреплять величие японской империи он предоставляет другим, которым это важно. Он детей любит и местной культурой интересуется. Так что он принципиальный, но его принципы не совпадают с общепринятыми.
Но тут начинается действие - и обоих героев растаскивает из их позиций белых ворон обратно в исходную среду, каждого в свою. Отчего они меняются, но об этом позже.
1.3. Тайные общества. Грехи отцов1.3. Тайные общества. Грехи отцов
Тут тоже полная симметрия. Снаружи есть японская власть и угнетенное корейское население, которые взаимодействуют явно, на поверхности. Но есть еще глубоководные рыбы, влияющие на исторический процесс из-под плинтуса.
У корейцев под спудом водятся революционеры-подпольщики, борцы за свободу. Руководство у них частично за границей - в Шанхае, в эмиграции, частично - на месте. В горах тренируются бойцы тайной армии, предназначенной для борьбы с японскими оккупантами и для захвата власти. Налажены тайные связи, устроены тайные убежища. Адреса, пароли, явки. Кто там самый главный - не сообщают, но один из самых главных - учитель Ян Бэк.
У японцев под спудом водится тайное общество "Кишокай", которое правее самого императора и все время подталкивает политику правительства к еще большей имперскости и милитаризму. Руководство общества обретается в Японии, но в Корее вовсю работает местное отделение, в котором состоят кроме японцев также некоторые высокопоставленные корейцы. У этих самый главный - японский дед по фамилии Уэно.
Но когда-то, давным-давно, в 1919 году, подполье и "Кишокай" имели совместные планы и рассорились при их реализации. Повинны в этом шесть человек, теперь уже люди немолодые и солидные.
И это бэкграунд главных героев, на самом деле.
Не знаю, насколько историчен этот момент, но в кине было так. Когда в 1919 году в Корее назревало и потом назрело восстание, Ли Сон, один из корейских вождей, имел планы на восстановление исконной корейской монархии. Вроде бы он даже пытался привезти из Китая претендента на престол. (Тут я, возможно, нафиг все путаю, в реальности был жив последний корейский император Сунджон, он дожил до 1926 года, если сажать на престол - так надо было его, наверно? может быть, Ли Сон собирался его и извлечь из резиденции, а я все перепутала. Еще очень возможно, что в реальности настоящий Ли Сон ничего подобного не имел в виду.) И вот этот план с монархией был общим еще у шести человек, кроме Ли Сона. Но они передумали, предали Ли Сона, сорвали намеченный план, самого Ли Сона догнали в Манчжурии, куда он пытался скрыться, и поубивали его самого и всех его людей, чтоб замести следы. Заметавший следы был одним из членов "Кишокай" и большим приятелем самурая Кимуры Таро, папы Сюндзи. Ли Сон полагал его союзником, а зря. Я забыла имя человека, лично руководившего убиением Ли Сона и его людей, но потом он сменил имя и под новым именем сделал карьеру в суде. Убиение он произвел неудовлетворительно: ему было сказано поубивать всех, а он кое-кого упустил. Остались в живых семья Ли Сона - жена и двое сыновей, телохранитель Ли Сона, великий боец, и девочка, которую подобрали по дороге в Манчжурию и опекали в семье.
Семья покойного Ли Сона - это семья Ли Канто.
Итак, папа одного из героев повинен в смерти папы другого из героев - вместе с еще шестью людьми. До поры до времени дети об этом не знают.
Шестеро виновных прекрасно себя чувствуют, плодотворно работая на благо японских колонизаторов. Как они были правы, сделав свой выбор в 1919 году!
Между тем прошло 13 лет...
1.4. Старшие братья1.4. Старшие братья
Тут тоже полная симметрия. Оба героя - младшие братья, у обоих старшие братья - правильно ориентированные в окружающей системе ценностей люди. В отличие от младших.
На первый взгляд, старший брат Ли Канто - Ли Кансан - слабоумный бедняга, неспособный зарабатывать, все его жалеют, а если корейцы, злясь на Ли Канто, обижают Ли Кансана, то это прямо вот совсем нехорошо с их стороны. Бедный. Но на самом деле он не слабоумный. Он симулировал сумасшествие, сидя в застенке, в надежде на то, что полиция от него отстанет - и получилось удачно. Его выпустили и действительно совсем от него отстали. Но теперь приходить в сознание опасно, он и не приходит. Хотя с головой у него на самом деле все в порядке. А когда ты целый день изображаешь идиота, хочется причинять пользу хотя бы по ночам и тайно. И тут случилось так, что Ли Кансан встретился с телохранителем своего отца и узнал от него правду про грехи отцов. Телохранитель же, чувствуя за собой вину, - охраняемый объект погиб, а он не смог его защитить, - все 13 лет собирал информацию о шести виновных и все о них знает, в том числе нынешние имена тех, кто поменял имена. И тогда парень понял, что он может сделать для семьи и родины! он может отомстить за отца шести виновным, а при случае еще защищать угнетенных соотечественников.
И он надел маску невесты и вышел на крыши столицы с дрыном в руке.
Старший брат Сюндзи, Кендзи, изо всех сил стремится быть достойным самураем, сыном самурая, и образцовым полицейским, сыном полицейского. В окружающей исторической обстановке это означает - в поте лица своего ловить смутьянов и выявлять врагов Империи, дабы пресечь, чтобы неповадно. У меня подозрение, что ему это не очень легко дается, но он очень, очень старается. Почему я думаю, что ему трудно - потому что у него едет крыша. Не сразу, постепенно.
В съезде крыши старшего брата Сюндзи повинен старший брат Ли Канто, правда, до поры до времени об этом не знает никто.
Герой в маске быстро завоевывает популярность в народе и лютую ненависть у японских властей. Потому что он очень мешает, все время путает планы по охране общественного порядка, робингудствует, спасает приговоренных, отбивает арестованных и так далее, а поймать его никак не удается. От неуловимости Гакситаля полицейские звереют. Те же из них, кто лично отвечает за поимку Гакситаля, впадают в одержимость. Вот и Кимура Кендзи.
Ли Канто, лейтенант полиции в том же отделении, что и Кимура Кендзи, тоже впал в одержимость, потому что тоже лично отвечает за поимку Гакситаля. И однажды он его поймал окончательно и насмерть - и узнал, кто скрывается под маской.
Это поворотный пункт, дальше происходит - и тоже симметричный - переход героев в политические лагеря, написанные им на роду. Но об этом дальше.
1.5. Главная героиня1.5. Главная героиня
Итак, вопрос о независимости Кореи - это барьер, демаркационная линия, все японцы по одну сторону от нее и с ними Ли Канто, все корейцы - по другую сторону и с ними Кимура Сюндзи.
На границе стоит главная героиня.
Она одна, но у нее несколько ипостасей одновременно. Она девушка из цирка, выступающая с номером "смена масок". Символично, я бы сказала. Одновременно она та самая девочка, которую когда-то семья Ли Сона подобрала по дороге в Манчжурию. Одновременно она дочь одного из вождей революционного движения - собственно, почему и оказалась тогда на дороге в Манчжурию. Восстание 19-го года разгромлено, семья революционера подалась в бега, но по дороге мама умерла, а осиротевшая девочка прибилась к Ли Сону. Но одновременно она маленькая воспитанница католического приюта при некоей больнице, и в этом качестве ее знает Сюндзи. Девочка угодила в приют после гибели Ли Сона, была крещена, помогала в больнице, и однажды в эту больницу пацан Сюндзи привез свою корейскую няню, которая тяжело заболела. Кстати, чтобы вылечить няню, Сюндзи украл и продал отцовский фамильный меч, чем еще раз разочаровал папу-самурая. Кимура Таро был страшно зол на сына. Никакого понятия о воинской чести. Однако няня в результате выжила, так что в тот раз кончилось все хорошо.
В результате оба героя - симметрично - помнят из детства девочку, в обществе которой каждый из них пережил серьезные жизненные потрясения. И каждый из них потерял девочку из виду. Ли Канто - потому что девочка пропала в той заварухе в Манчжурии, когда убили его отца. Кимура Сюндзи - потому что американский врач, опекавший девочку, уехал из страны, а девочка где-то после этого прибилась к цирку. Директор цирка - подпольщик и большой почитатель ее революционного папы.
И оба героя одновременно встречают барышню в столице (еще не Сеул, а Кёнсон) - и некоторое время не могут совместить в одном лице все известные им ипостаси.
Девушка же, как положено корейской патриотке, ненавидит мерзавца Ли Канто, продавшегося японским властям, и симпатизирует Сюндзи, который любит корейцев и которому доверяют корейские дети. Более того, поскольку Ли Канто охотится на Гакситаля, а тот склонен спасать попавших в беду корейцев и в том числе девушек, очень скоро героиня попадает Ли Канто в лапы в качестве заключенной, и он пытается выманить на нее Гакситаля. В этот период он очень плохо с ней обращался и даже пытал. Ясно, что девушка от этого еще сильнее его возненавидела. Кроме того, на девушку неизгладимое впечатление произвел народный герой, и девичье сердце не устояло. Гакситаль - ее герой, ради которого она готова на очень многое и даже, возможно, на все. При этом она продолжает мечтать встретить друга детства, того, из Манчжурии. Ожидается разрыв шаблона.
2. Перемена мест и к чему это привело
2.1. Смена Гакситаля. Маска и мундир как артефакты2.1. Смена Гакситаля. Маска и мундир как артефакты
В процессе охоты на народного героя в маске оба активно его ловивших полицейских впали, как было уже сказано, в одержимость. И Кендзи, догадавшийся, кто же скрывается под маской, убил мать народного героя. А Ли Канто подстрелил самого народного героя. И снял с него маску. И увидел брата.
И пошел убивать Кендзи, надев маску.
Надевший же маску становится народным героем Гакситалем, и от него мало что зависит. Это сю) тот, кто в маске, народный герой. Будь добр соответствовать. Ли Канто, надев маску, не остановился на убийстве Кимуры Кендзи, и не успел глазом моргнуть, как превратился в настоящего Гакситаля. Дело не только в сю, конечно, - его все-таки мучила отверженность, а так он смог ее компенсировать. Пусть я выродок и японская шавка, но на самом-то деле я Гакситаль, которого все так любят. Я хороший)
А семья Кимура лишилась старшего сына, папиной надежды, и чувство долга обернулось и обрушилось на Сюндзи. Сюндзи пошел служить в полицию с соображением - я спасу любимую девушку. Потом я отомщу за убийство брата проклятому Гакситалю и вернусь в школу, к корейским детям. Щазззз. Надевший мундир преображается - как и надевший деревянную маску. Надевший мундир превращается в гонителя несогласных, охотника на народных героев и палача. А тот, кто ловит Гакситаля, впадает в одержимость.
С Кимурой Сюндзи произошло и то, и другое.
Однако на примере Ли Канто можно заметить, что маска сильнее мундира. При регулярном применении она нейтрализует действие мундира, а потом и подавляет его полностью. Потому что это корейская маска, она снимает с корейской души японские пятна))) но это меня уже несет, на самом деле.
2.2. Глубоководные рыбы2.2. Глубоководные рыбы
Оба героя хватаются за артефакты, думая, что это временно. Один думал, что отомстит за мать и брата и все. Другой думал, что спасет любимую девушку и отомстит за брата и все. Как бы не так. Теперь за них берутся представители их сторон - и берутся как следует.
В столице всплывает один из вождей подполья с намерением учинить теракт, и Ли Канто оказывается в гуще революционной деятельности. Поскольку приехал не кто-нибудь - а папа любимой девушки. Вообще-то раньше Ли Канто его ловил, а предыдущий Гакситаль спасал - ну кто теперь Гакситаль, тому и спасать... Дальше парень будет некоторое время то полицейским, то Гакситалем, но настанет день, когда его лица наконец сопоставят - и всё подполье узнает, кто у нас тут народный герой. Полиция узнала несколько позже, долго вычисляла.
Глава "Кишокай" тоже лично явился в Корею, потому что ему не понравилось, с каким скрипом его подчиненные вершат политику - и никак же не поймают народного героя, бездари! Надо проруководить самому. Многообещающего полицейского Кимуру Сюндзи принимают в организацию.
Дальше в стране происходит много всего, и герои активно в этом участвуют, каждый со своей стороны. Подпольщики с Гакситалем обламывают планы "Кишокая", "Кишокай" изобретает новые планы - и так серий десять-пятнадцать.
Наконец происходит столкновение. Японцы нашли тайный тренировочный лагерь подпольной армии и его вынесли. В ответ корейцы - конкретно Гакситаль - обезглавили "Кишокай", убив дедушку Уэно. Но это не пат, потому что корейцев много, а если родина скажет "надо", у нас Гакситалем становится любой! Метод Лелуша Британского рулит - все корейцы столицы с корейскими флажками и в масках. Торжественное зрелище.
2.3. Кому досталась девушка и чем все кончилось2.3. Кому досталась девушка и чем все кончилось
Девушка металась между Сюндзи и Гакситалем, искренне ненавидя Ли Канто. Потом Сюндзи испортился, а Гакситаль оказался Ли Канто. Поскольку девушка была влюблена в Гакситаля и опознала в нем друга детства, Ли Канто выиграл эту гонку. Но у нас полная симметрия. Не могла же девушка достаться одному из них.
Поэтому она не досталась никому.
Сюндзи наворотил ужасов и кошмаров и в конце концов застрелился. Ли Канто потерял любимую, но остался жив и при случае ходит в маске, правда, теперь в масках при случае ходит вся Корея, так что как Гакситаль он кончился. Нельзя сказать, что симметрия тут полная, но все же некоторый баланс соблюден.
А так - сторонники независимости еще не победили, но к тому все идет. В этом смысле конец однозначный. Хотя до 1945 года дело не дошло)
3. Как это все привязано к временной шкале и другие претензии
...а также мелкий вопросЯ некоторое время рылась в хронологии и в конце концов решила, что действие сериала таки занимает лет десять. Но это если взять сериал и сильно потянуть за концы. Тогда он растянется и ляжет вдоль временной шкалы. А если не тянуть резину, тогда приходится признать, что время плотно спрессовали и обмотали веревочкой, чтобы не расползлось обратно. Потому что в начале сериала 22-я годовщина аннексии Кореи, т.е 32 год, а в конце, похоже, уже случился Пёрл-Харбор. Но по внутреннему времени сериала прошел ну год, ну два, ну ладно, с натяжкой три, может быть.
И не могу сказать, что сценаристы выдернули важные для них события из других времен и рассыпали в произвольном порядке (ну за исключением эпизода с вербовкой женщин для утешения солдат). Они взяли весь корпус событий в том порядке, в каком они происходили, и отжали оттуда лишние для сценария минуты, часы, дни, месяцы и даже годы. Полученный концентрат и был использован в качестве исторического фона. Все примеры угнетения и выжимания соков из Кореи как колонии - уж по крайней мере самые вопиющие - были на самом деле и даже более-менее в том же порядке. Только не вот так сразу, а постепеннее.
Это моя главная претензия - хотя я понимаю, что слишком многого хочу от этого фильма.
Что мне показалось совершенно лишним - так это песни и пляски в клубе "Ангел", особенно песня про оппу. Я понимаю, что надо было дать спеть актеру, но для сюжета это не имело решительно никакой ценности)))
И еще: очень раздражал граф Ли. Он такой карикатурный, что уже не смешно. К счастью, его мало.
По части революционной романтики - это мои собственные тараканы, а не претензия.
4. Мелкий вопрос
Вот у президента Уэно была приемная дочь, сыгравшая во всей этой истории немалую роль. А девушка-боевик из окружения Ян Бэка не его дочь, случайно? ну, может, тоже приемная? Это я из соображений симметрии.
5. А вот это традиционное - отдельным пунктом.
В сериале есть Хва и ей повезло в любви! Хотя и не сразу.
Критическая статья)
Впрчем, рецензия - тоже жанр критики, так что критег ты по-любому)))
Спойлеров дико много, это нельзя читать до, только после)))